За последние несколько лет в Украине, как грибы после дождя, появились, так называемые, микрофинансовые организации («микрозаймы») суть деятельности которых сводится к тому, чтобы выдать небольшой займ, буквально 2-3 тысячи гривен, а потом пытаться получить возврат денег с баснословными процентами, которые доходят до 800 процентов годовых.

Как правило такие организации вообще не заинтересованы в том, чтобы их клиент когда-либо полностью рассчитался. Идеальная ситуация для них, когда заемщик совершает просрочку в оплатах, они начисляют штрафы, пени, повышенные проценты и потом долгие годы коллекторы терроризируют заемщика. Суть угроз сводится к обещаниям «приехать», «забрать», «вывезти», «привлечь за мошенничество» и еще к сотням более нелепых страшилок. Но многие заемщики платят им, испугавшись угроз, а микрозаймы продолжают требовать следующие платежи и снова начисляют проценты и штрафы, так заемщики попадают в долговую кабалу. С каждым годом сотрудники банков, микрозаймов, финансовых организаций становятся все изощрённее в психологическом давлении на должников и их родственников, знакомых. Главная задача коллекторов — это запугать должника, надавить на него, испортить ему репутацию и всеми доступными способами отравить жизнь, чтобы должник был готов отдать любую сумму, лишь бы весь этот кошмар закончился.

12 декабря 2019 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «О защите прав и законных интересов должников при осуществлении коллекторской деятельности» (законопроект № 2133), который поможет защитить должников от угроз, давления, морального унижения и провокаций со стороны коллекторов.

Вводится понятие «коллекторская деятельность»

Сейчас действующее законодательство не содержит прямых норм, квалифицирующих признаков недобросовестных практик и действий, необходимых для возврата просроченной задолженности. Отсутствуют также законодательные механизмы, направленные на предупреждение совершения взыскателями или кредиторами действий, нарушающих права должников. Также, на законодательном уровне не установлены обязательные требования к субъектам, которые предоставляют услуги по возврату просроченной задолженности.

Принятым законопроектом вводится определение понятия «коллекторская деятельность». Так, коллекторская деятельность — это профессиональная деятельность по урегулированию просроченной задолженности осуществляется субъектами урегулирования такой задолженности направлена ​​на добровольное погашение должником в пользу кредитора просроченной задолженности по денежным обязательствам путем устной, письменной взаимодействия с ним, его представителем (представителями) ( в том числе с использованием электронного или другого технического средства связи, проведение телефонных переговоров с должником, направление письменных сообщений должнику, в ом числе в рамках обязательного досудебного порядка урегулирования спора, уведомления должника о наличии задолженности с помощью автоинформатора).

Запреты для коллекторов:

Законопроектом предлагается во время организации и осуществления коллекторской деятельности запретить:

1) осуществлять действия, посягающие на права, свободы и собственность физических лиц, а также те, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье, честь, достоинство и деловую репутацию, использовать силу, насилие, угрозы осуществить незаконные или неправомерные действия в отношении должника и / или членов его семьи;

2) использовать вульгарную или нецензурную лексику, фразы, оскорбляющие личное честь и достоинство должника (его представителей), использовать грубый тон разговора, а также совершать другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, в отношении должника и / или членов семьи должника;

3) использовать любые другие средства, которые имеют характер запугивания;

4) умышленно предоставлять должнику ложную информацию, касающуюся просроченной задолженности;

5) предоставлять ложную информацию о своем статусе, квалификации или полномочиях;

6) выражать в любой способ угрозы по осуществлению действий, имеющих целью нарушить право собственности на имущество должника;

7) введение должника в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения просроченной задолженности;

8) предоставлять неправдивую информацию относительно последствий, которые наступят (или могут наступить) для должника, и / или членов его семьи в случае невыполнения должником своих обязательств по выплате просроченной задолженности, и о мнимой возможности привлечения должника к административно-правовой и / или уголовной ответственности;

9) предоставлять неправдивую информацию относительно принадлежности кредитора, субъекта коллекторской деятельности и / или лиц, действующих от его (их) имени к сотрудникам правоохранительных органов, органов государственной власти или органов местного самоуправления;

10) любым образом взаимодействовать с должником и / или членами его семьи, в том числе путем встреч по месту жительства (месту регистрации) должника, а также с помощью средств телефонной связи, факсимильных, телеграфных, текстовых, голосовых, электронных и иных сообщений, в рабочие дни в период с 20 часов до 9:00, а также в выходные и нерабочие дни полностью;

11) любым образом взаимодействовать с должником и / или членами его семьи, в том числе путем встреч по месту жительства (месту регистрации) должника, а также с помощью средств телефонной связи, факсимильных, телеграфных, текстовых, голосовых, электронных и иных сообщений, общим числом более двух раз в сутки, более четырех раз в неделю, больше шестнадцати раз в месяц;

12) скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок или направляется уведомление должнику, его представителю (представителям) или об адресе электронной почты, с которой направляется сообщение, или об отправителе электронного сообщения должнику;

13) использовать на конвертах или сообщениях, направляемых должнику, его представителю (представителям) изображения, которые могут быть восприняты как содержащие угрозу, а также размещать на конвертах или сообщениях сведения, прямо или косвенно указывающие на наличие у должника задолженности ( кроме размещения наименования субъекта коллекторской деятельности);

14) любым образом сообщать третьим лицам о задолженности должника или осуществлять взаимодействие с третьими лицами таким образом, что в последнее станет или может стать известна информация о задолженности должника, кроме случаев взаимодействия с адвокатом или другим представителем (другими представителями) должника, представляющие интересы должника в вопросе просроченной задолженности, а также других случаев, предусмотренных действующим законодательством Украины;

15) любым образом взаимодействовать с работодателем (работодателями) должника о просроченной задолженности должника, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Украины;

16) контактировать с должником по его месту работы (основной или по совместительству), в том числе с помощью средств телефонной связи, включая направление должнику факсимильных, телеграфных, текстовых, голосовых, электронных и иных сообщений, по месту его работы;

17) совершать действия, причиняющие или имеют целью причинить вред репутации, в том числе деловой репутации, должника и / или членов его семьи, кроме случаев, предусмотренных законодательством Украины, или угрожать совершить указанные действия;

18) требовать от членов семьи должника и / или других связанных с должником лиц принять на себя обязательства по просроченной задолженности должника, если иное не предусмотрено договором или законом;

19) по инициативе кредитора, субъекта коллекторской деятельности и / или лиц, действующих от его (их) имени и в его (их) интересах, каким-либо образом взаимодействовать с должником, если интересы должника в вопросе просроченной задолженности и других связанных с просрочкой задолженности вопросах, представляет адвокат или другой представитель, за исключением случаев, когда адвокат или другой представитель должника, после письменного обращения к нему кредитора, субъекта коллекторской деятельности и / или лиц, действующих от его (их) имени и в его (и ) Интересах, в течение двадцати рабочих дней не подтвердит факт представительства интересов должника;

20) любым образом взаимодействовать с членами семьи должника-физического лица (кроме членов семьи должника-физического лица, которые в соответствии с действующим законодательством Украины имеют обязательства по погашению задолженности солидарно или субсидиарно с должником), в том числе путем встреч по их месту жительства, а также с помощью средств телефонной связи, факсимильных, телеграфных, текстовых, голосовых, электронных и иных сообщений.

Также законопроектом предлагается запретить применять при организации и осуществления коллекторской деятельности любые методы, формы и средства воздействия, в том числе, возможность совершения которых предусмотрена или не запрещена законом, в случае если должник-физическое лицо (в том числе физическое лицо — предприниматель) сообщил субъекту коллекторской деятельности  об одном из следующих документально подтвержденных обстоятельств:

— должника-физическое лицо в установленном порядке признано лицом с инвалидностью I или II группы;

— должник-физическое лицо временно потерял работоспособность, что подтверждается выданным в установленном порядке листком нетрудоспособности — на весь период временной нетрудоспособности должника;

— заболевания должника-физического лица, подтверждается медицинской справкой — на весь период предоставления должнику-физическому лицу медицинской помощи в амбулаторных или стационарных условиях;

 — недвижимое жилое имущество, которое считается предметом залога в соответствии со статьей 4 Закона Украины «О залоге» и / или предметом ипотеки согласно статье 5 Закона Украины «Об ипотеке», и выступает в качестве обеспечения обязательств гражданина Украины, используется как место постоянного жительства должника, не имеет в собственности другого недвижимого жилого имущества;

— должник не признает или оспаривает долг или часть долга — до дня вступления судебного решения по соответствующему делу в законную силу.

В свою очередь, за нарушение порядка осуществления коллекторской деятельности предусмотрен административный штраф в размере до 50 тысяч налогооблагаемых минимумов доходов граждан (эквивалент 850 тысяч гривен).