Новый Закон «Об образовании», принятый Верховной Радой 5 сентября 2017 года и вступивший в силу 28 сентября 2017 года, внедряет масштабные изменения в сфере образовательного процесса.

 В первую очередь умения, а лишь потом – знания!

реформа освитаОт практики «наполнения» детей большим объемом информации и обучения по принципу «зазубрил — ответил — забыл» украинское образование, прежде всего школьное, должно перейти к развитию у детей компетентности, что предполагает: развитие у детей чтения с глубоким пониманием сути прочитанного; умение ясно и, в то же время, лаконично, выражать свою точку зрения, обширно и системно мыслить, логически аргументировать свое мнение, использовать творческий подход к решению поставленной задачи; способность проявлять инициативность, держать свои эмоции под контролем в сложных ситуациях, ответственно подходить к принятию важных решений, активно сотрудничать с окружающими.

Парламент ввел 12-летнее, трехуровневое обучение в школе

Новым Законом предусмотрено трехуровневое образование. Смысл заключается в том, что с 2018 года будет сформирована, так сказать, «начальная школа» — длиной в четыре года; с 2022 года — «базовая школа» — обучение будет длиться пять лет, а уже с 2027 года внедрят еще и понятие «профильной школы» — три дополнительных года специализированного образования. По окончании  каждого уровня знания учеников будут проверять с помощью государственной итоговой аттестации. После 4 класса это будет мониторинг, а после 9 — полноценное внешнее независимое оценивание.

Поучается, что украинские школы стремятся превратить в «узкопрофильные», при обучении в которых школьникам уже не придется изучать по 20-25 предметов. Теперь решение относительно желаемо — изучаемых предметов, школьники будут принимать самостоятельно (подобная модель обучения действует на сегодня в США).

Трехлетний бакалавр и двухлетняя магистратура

Для получения диплома бакалавра студенты будут учиться не четыре, а три года. Зато обучение в магистратуре станет длиннее и продлится два года, сейчас — полтора. Вступление в магистратуру будет осуществляться по итогам ВНО.

Отмена обязательного оценивания для младшей школы

Основная идея в том, чтобы исключить итоговые экзамены, заменив их лишь на мониторинговые проверки знаний в младших школах. А в базовой школе напротив внедрят итоговые аттестации для проверки успеваемости и развития ключевых знаний и умений школьников.

Преподавание в школах исключительно на украинском языке

Во всех учебных заведениях отныне будут преподавать исключительно на государственном украинском языке. Для сравнения, на сегодня в нашей стране было достаточно школ, в которых преподавание велось и на русском языке, и на определенных языках нацменьшинств (румынский, польский, венгерский и т.д.). С принятием же нового закона школьники буду получать знания исключительно на украинском языке.

Это, в свою очередь, предусматривает, что в 2018 году в школах все еще будут преподавать на языках нацменьшинств (только в младшей школе), но вот уже с 2020 этой нормы не будет и украинское образование станет на 100%  украиноязычным.

Небольшие «поблажки» законом предусмотрены лишь для представителей «коренных народов» (им позволят иметь отдельные классы), а также для английского языка и языков Евросоюза, на которых можно будет преподавать в школах «один или несколько предметов» (видимо, небольшая уступка для венгров и румын). Но русскоязычное образование исчезнет полностью.

В свою очередь, понятие «коренные народы» нигде четко не прописывается. При этом сами авторы закона относят к «коренным народам» крымских татар, крымчаков, караимов и гагаузов.

         Автономия школ и больше свободы учителям

Стоит отдельно отметить, что учебные заведения теперь смогут образовывать с другими юридическими лицами образовательные, образовательно-научные, научные, образовательно-производственные и другие объединения. Теперь же школы, детсады и другие учебные заведения всех форм собственности будут иметь коллегиальные органы самоуправления — наблюдательные (попечительские) и педагогические советы, родительские советы и т.д. — которые будут принимать важнейшие решения.

Директор школы или детсадика будет избираться на 6 лет комиссией по результатам конкурса. Для участия в конкурсе необходимо свободно владеть государственным языком и иметь высшее образование. Также могут устанавливаться и дополнительные квалификационные требования к кандидатам.

Заведения образования и педагоги самостоятельно будут формировать учебные программы, которые будут утверждаться руководителем заведения по предоставлению педагогического совета. Единственное требование — их соответствие государственным стандартам образования, принятых министерством образования и науки.
Учитель сможет свободно работать по собственной программе и выбирать формы обучения и преподнесения материала детям. В то же время министерство будет разрабатывать типовые программы для тех учителей, которые не хотят или не могут разработать собственные. Формирование позитивных отношений между учителями и учениками должно стать основополагающим фактором в формировании микроклимата в школах. Таким образом, предусматривая в учебных программах игры на уроках -преподаватель станет, прежде всего, другом, а не «правителем».

Кроме того, каждая из школ будет самостоятельно подавать отчеты обо всех финансовых тратах. Такой шаг позволит родителям учеников и меценатам контролировать потраченные средства, и понимать, куда тратятся их деньги.

 Закон отменяет процедуру аттестации школ и право местных управлений образования на их инспектирования. Сами инспекции ликвидируют, а работники методкабинетов будут заниматься вместо проверок поддержкой и помощью учебным заведениям. Поддерживать и контролировать качество образования будет специальная Государственная служба качества. Плановый аудит заведения, включающий проверку соблюдения лицензионных условий, будет происходить раз в 10 лет.

Директором можно быть не более 12 лет

Ограничение срока пребывания одного человека на должности руководителя распространяется на все учебные заведения. Пожизненных директоров школ больше не будет. Человек сможет избираться на должность директора не более двух шестилетних сроков подряд, а потом сможет работать на другой должности в этой же школе или претендовать на директорство в другой.

Повышение зарплат одних учителей компенсируется увольнением другим

Минимальный уровень зарплаты учителя повышается до трех заработных плат (на сегодняшний день — 9600 гривен). В то же время, в случае успешного прохождения добровольной сертификации предусмотрена возможность получения надбавки к зарплате в 20%.

Стоит отметить, что планируется поэтапный переход к 3-м минимальным зарплатам к 2023 году, а каждая последующая категория- еще 10% к общей сумме. Выслуга лет: более 3-х лет – 10% к окладу, более 10 лет – 20%, а более 20 лет – сразу + 30% оклада. Было бы все хорошо, если бы не одно «НО». Сложность заключается в том, что повышение зарплат может компенсироваться за счет снижения количества учителей чуть ли не в два раза.

 Мониторинг репетиторства

Репетиторство для школьных учителей теперь закреплено на уровне Закона, что дает возможность учителям, или любым лицам, которые зарегистрируются как физические лица — предприниматели, заниматься преподавательской деятельностью.

В свою очередь, ни для кого не секрет, что многие из учителей занимаются репетиторством с целью как можно больше заработать себе на жизнь. Теперь же, фактически легализируя репетиторство, будут стремиться вывести такую деятельность из тени, а репетиторов – вынудят платить налоги.

Тернистый путь к знаниям…

Школьникам в сельской местности придется преодолевать дорогу в 50 километров для получения знаний в учебных заведениях. Такое нововведение чревато сугубым сокращением  численности школ в селах.

На сегодняшний момент уже создаются, так называемые, «опорные» школы, что предусматривает всего на всего одну школу на целую  объединенную общину. По официальным данным, на 1 сентября 2014 в Украине насчитывалось 17 600 школ, на 1 сентября 2016 – 16 900 школ, ну а в этом же учебном году осталось всего 16 566.

Как будут финансировать образование?

Согласно нововведениям, полностью профинансировать реформу об образовании обязуется государство, выделяя на все расходы около 7% бюджетных ассигнований.

Основные направления в отношении финансового обеспечения образовательного процесса включают: повышение заработной платы учителям; внедрение 12-летней программы обучения, необходимой для получения полного общего среднего образования; государственная сертификация педагогических работников. Кроме этого, предусмотрено выделение средств на проведения ВНО знаний выпускников после получения ими базового среднего образования, обеспечение бесплатного подвоза к учебным заведениям и домам детей, проживающих в сельской местности и нуждающихся в этом, а также обеспечение общежитиями учеников общеобразовательных учебных заведений, которые проходят обучение не по месту жительства.

Что «не так» с новым законом?

Такие страны как Венгрия, Румыния, Молдова и Россия встретили принятие нового Закона «Об образовании»  с бурной критикой, тем самым обрушив волну негатива на Украину, подрывая, таким образом, престижность, репутацию нашей страны, ее компетентность и профессионализм в принятии особенно важных решений.

Они придерживаются мнения, что Украина целиком и полностью нарушает европейские блага и ценности, и, кроме этого, ущемляем в правах их национальные меньшинства, осуществляя взятые на себя международные обязательства в гуманитарной сфере.

Президент Украина заострил внимание на том, что закон принят с целью повышения роли государственного украинского языка в процессе получения образования. По его словам, закон обеспечивает получения выпускниками высокого уровня знания языка, что крайне необходимо для успешной карьеры в Украине.

В свою очередь президент гарантирует, что гуманитарные права национальных меньшинств в Украине в образовательном процессе будут строго соблюдаться.

По мнению экспертов, Украина должна апеллировать к тому, что Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств полностью соблюдена, и новый Закон вовсе не ущемляет право на обучение и культурную самоидентификацию меньшинств.