Большой резонанс вызвали изменения в ряде законодательных актов, принятые несколько лет назад, которые предоставляли возможность «верифицировать» — проверять наличие банковских вкладов и движение по банковским счетам (в том числе и карточным) любых граждан, подавших заявление на субсидию, а также пользующихся льготами.КСУ

Однако, Конституционный суд Украины (КСУ) признал незаконным право Министерства финансов получать информацию о персональных данных украинцев (в тому числе банковским реестрам) для проверки граждан перед назначением субсидий, льгот и других социальных выплат.

11 октября 2018 года, КСУ своим решением признал несоответствующими Конституции Украины (неконституционными) отдельные положения абзаца первого пункта 40 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) о праве Министерства финансов Украины (далее — Министерство) получать информацию, содержащую персональные данные.

До оглашения данного решения КСУ  — Министерство имело право получить в банке данные, содержащие банковскую тайну. При этом спрашивать разрешения у гражданина, чей счет проверяют, было не нужно.

В сообщении пресс-службы КСУ было сказано, что: “Полномочия министерства на бесплатное получение информации, содержащей персональные данные, являются дискреционными, а потому крайне необходимо, чтобы оспариваемые положения кодекса, которые являются основанием для осуществления соответствующих полномочий министерством, согласовывались с конституционным принципом верховенства права, в частности такими его элементами, как юридическая определенность и запрет произвола».

При этом суд отметил, что Минфин может быть наделен полномочиями относительно получения и обработки информации, содержащей персональные данные, только для достижения легитимной цели.

«Однако из-за отсутствия каких-либо границ дискреции, установленной законом, относительно дальнейших действий с информацией, содержащей персональные данные, исключается возможность даже минимальной защиты субъекта персональных данных, не обеспечивается предсказуемость применения указанных положений Кодекса», — отмечается в сообщении.

По мнению Конституционного суда, оспариваемыми положениями Кодекса не предусмотрено критериев определения содержания и объема информации, содержащей персональные данные, категорий лиц как субъектов персональных данных, промежутков времени, которых должны касаться персональные данные, сроков, порядка и условий их хранения, что исключает возможность наступления ответственности государства за возможные злоупотребления.

Исходя из этого, взвесив все аргументы, КСУ пришел к выводу, что предоставление Минфину права получать информацию, содержащую персональные данные, противоречит Конституции.

Решение суда является обязательным, окончательным и таким, которое не может быть обжаловано.

* Данные положения Бюджетного кодекса утрачивают силу со дня вынесения решения КСУ.