331 мая Верховная Рада Украины приняла многострадальный Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс в отношении стимулирования развития рынка подержанных транспортных средств». Президент, в свою очередь, категорически настаивал на внесении в него ряда поправок и до последнего тянул с подписанием Закона. И вот, наконец-то закон был подписан в его изначальном виде без каких-либо изменений. Взамен на это депутаты пообещали Президенту в экстренном порядке внести предложенные им поправки, но судя по всему, этот вопрос откладывается на неопределённый срок. Попробуем разобраться, в чём же всё-таки состоит суть нового Закона, кто и какую выгоду сможет из него извлечь и на чём так упорно настаивал Президент.

Суть изменений, о которых в последнее время было столько пересудов, заключается в снижении ставок акцизов на импорт б/у автомобилей. В некоторых случаях, экономия может составлять до шести тысяч евро с автомобиля. Поскольку ставки акциза зависят от объёма двигателя, то для каждого конкретного автомобиля выгода будет индивидуальной. Так, например, до вступления изменений в силу, за авто с бензиновым мотором 2 литра ставка акциза составляет около 3 200 евро, тогда как после изменений за это же авто необходимо будет заплатить чуть более 530 евро.

Но, как всегда бывает в подобных ситуациях, существует и рад нюансов, которые ограничивают выгоды от нового закона. Во-первых, один человек в течение календарного года, используя уменьшенные ставки акциза, сможет растаможить не более одного автомобиля. Во-вторых, эти ставки действуют только в том случае, если авто было изготовлено после 01.01.2010 года. В-третьих, изменения будут действовать до конца 2018 года. И, в-четвертых, ввезённый по льготному акцизу автомобиль может быть продан не ранее чем через год после его регистрации (в противном случае необходимо будет доплатить разницу между льготным и обычным акцизом). Ко всему прочему, реальная выгода от нового акциза будет иметь место, если автомобиль оборудован бензиновым двигателем до 3-х литров или дизельным до 2,5 литров. К более значительным объемам двигателей – льгота практически не применяема.1

Что до претензий и поправок Президента, то они сводятся к следующим аргументам. Для начала Президент не согласен с тем, что ввозить по льготе автомобили можно будет раз в год. Предложено было ограничиться одним автомобилем за весь срок действия поправок. Также Президент требовал запретить растамаживать пригнанные авто подоверенности, ведь в существующей редакции Закон позволяет одному человеку по доверенности от имени других лиц привозить любое количество автомобилей (по одному на каждую доверенность). По сути, Президент давил на то, что новый Закон имеет массу лазеек, которые позволят организованно ввозить б/у авто по льготным акцизам и наживаться на этом будут, в первую очередь, не обычные граждане, а предприимчивые перекупщики. Ну и напоследок, главным доводом Президента стало то, что в первую очередь, Закон позволит привозить из России новые автомобили в обход специальной пошлины, да ещё и по льготным акцизам. В Законе хоть и имеется запрет распространения льгот на импорт из РФ, но обойти его не составит труда. Новое авто привозится в Белоруссию, там за полчаса ставится на учёт и сразу же снимается с него. Как итог, для таможни оно уже имеет статусб/у (так как уже имело собственника) и ввозится не из России, а из Белоруссии.

В итоге, между Президентом и депутатами было достигнуто соглашение, по которому Законопроект был подписан без каких-либо правок, но депутаты обязывались в срочном порядке внести на рассмотрение парламента законопроект со всеми предложенными Президентом изменениями. Как следствие, льготные акцизы вступают в силу с 01 августа 2016 года, а вот с поправками Президента всё неожиданно застопорилось. Указанные поправки «застряли» в профильном комитете парламента и пока на голосование не рекомендованы. Отдельно хочется отметить, что автор законопроекта о внесении поправок и председатель комитета, который поправки затормозил – одно и то же лицо.

Ну а кто же получит основную выгоду от льготных акцизов? В первую очередь, это будут импортёры новых автомобилей Российского производства (ВАЗ, Рено, Хюндай, КИА, Тойота и т.д.), которые смогут, пользуясь упомянутой выше лазейкой, намного дешевле ввозить автомобили без пробега под видом б/у. Во вторых, больше всего смогут сэкономить те, кто хочет пригнать из Европы «премиум» автомобилис моторами до 3-х литров, пользуясь тем, что в ЕС они, как правило, за пару лет могут потерять до половины своей стоимости. Ну и естественно, до применения поправок президента — заработать должны перекупщики, которые смогут возить авто под заказ или же от имени родственников и друзей. К тому же, в Украине пока ещё не придумали реального механизма контроля за тем, что бы пригнанное авто не продавалось в течение года. Что до простых автолюбителей, желающих купить для себя дешёвый автомобиль в Европе, растаможить его и самостоятельно ездить, то ограничения по возрасту автомобиля позволят рассматривать далеко не самые бюджетные варианты покупок.