14 апреля 2017 года Президент Украины подписал Закон Украины «О едином государственном реестре военнообязанных» — вступит в силу данный документ на следующий день с дня его опубликования.reestr-voennoobyazannyh

Этот Закон регулирует отношения в сфере государственной регистрации граждан Украины, находящихся в запасе, а так же приписанных к призывным участкам, так называемым призывников. Закон предусматривает создание единого государственного реестра граждан Украины, для комплектования Вооруженных сил Украины и других формирований, созданных в соответствии с законодательством Украины.

Что представляет собой реестр военнообязанных?

Единый государственный реестр военнообязанных (в дальнейшем – Реестр) создается в виде автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы, которая предназначена для собирания, хранения, обработки и использования данных о военнообязанных гражданах Украины.

Основные задачи данного Реестра:

  • ведение учета граждан Украины, которые пребывают на военной службе, находятся в запасе, а так же призывников;
  • планирование и проведение мероприятий по мобилизации, призыву на срочную военную службу, принятие на службу по контракту;
  • информационное обеспечение особ, уволенных с военной службы и имеющих право на пенсию, и членов семей погибших военнослужащих соответствующими сведениями о военном учете.

Данный Реестр создается с целью упорядочения, систематизации и автоматизации учета данных о военнообязанных гражданах Украины. А если говорить простым языком, то цель реестра военнообязанных – покончить с практикой «откупа» от срочной службы и уклонения от мобилизации.

Основные принципы, которые должны быть соблюдены при формировании Реестра:

  1. сведения о военнообязанных вне зависимости от их места проживания или пребывания должны быть обязательно занесены в Реестр.
  2. однократность внесения сведений в Реестр. Один и тот же гражданин Украины не должен быть занесен в Реестр под несколькими записями.
  3. Обновление записей в Реестре. База данных Реестра должна периодически в установленные данным Законом сроки обновляться.
  4. Защищенность Реестра. Государство гарантирует защиту базы данных Реестра от несанкционированного доступа, злоупотреблений доступом, незаконного использования данных, нарушения целостности баз данных или программного обеспечения.

Кто будет заниматься ведением реестра военнообязанных?

Согласно данного Закона держателем Реестра является Министерство обороны Украины, распорядителем Реестра – Генеральный штаб Вооруженных сил Украины. Держатель Реестра утверждает «Порядок ведения Реестра», в котором прописывает процедуру сбора, обработки, хранения и использования сведений о военнообязанных гражданах Украины. Распорядитель непосредственно осуществляет обработку данных Реестра, для чего из состава подчиненных ему структур назначает органы ведения и администрирования Реестра. Органами администрирования являются областные и районные военкоматы и оперативное командование, в рамках их полномочий согласно военно-административному разделу территории Украины. Органами ведения Реестру являются областные, городские, районные военкоматы.

Какие данные будет содержать реестр военнообязанных?

Данные, которые вносятся и хранятся в реестре, делятся на персональные и служебные данные. Согласно данному Закону, согласие военнообязанных граждан на внесение и обработку их персональных данных не требуется. К персональным данным относятся данные о физическом лице, или их совокупность, которые позволяют однозначно идентифицировать особу (место жительство, данные документа, удостоверяющего личность и прочее). Служебные данные содержат сведения об исполнении военнослужащим служебного долга и военно-учетные признаки, перечень которых определяется в Порядке ведения Реестра. Для формирования базы данных Реестра Центральная избирательная комиссия единоразово передает владельцу Реестра сведения, предусмотренные ст. 7 данного Закона, касательно всех граждан Украины возрастом от 16 до 60 лет.

 Не нарушено ли право на защиту персональных данных?

Принятый Закон не учитывает требований Конституции Украины, в частности части второй статьи 32, согласно которой не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Потому как, перечень сведений, относящихся к персональным данным, и которые будут обрабатываться (то есть собираться, накапливаться, храниться, изменяться, использоваться и т.д.), должен быть открыт и четко определенный именно в законе, то есть в этом Законе о реестре военнообязанных. Также противоречие содержится в том, что Центральная избирательная комиссия (ЦИК) единоразово передает держателю Реестра военнообязанных  все существующие у ЦИКа персональные данные без четкого перечня сведений. И уже сам держатель реестра военнообязанных (Министерство обороны Украины и Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины), будет по своему усмотрению решать какие сведения им потребуются относительно военнообязанных, а какие сведения удалить в порядке им же сами определенным.

Отдельные положения принятого Закона вступают в противоречия с ст. 8 Закона Украины «О защите персональных данных», а также тем, что личные неимущественные права на персональные данные, которыми обладает каждое физическое лицо, являются неотъемлемыми и незыблемыми.

Также следует отметить, что Закон о реестре военнообязанных не содержит механизма, позволяющего гражданам получать информацию о своем включении (невключении) в Реестр и сведения о себе, внесенные в Реестр, возможности обращаться в соответствующий орган ведения Реестра с заявлением относительно неправомерного включения (невключения) в Реестр записи о себе, исправления недостоверных сведений Реестра, а и иметь возможность получать информацию об использовании своих персональных данных для целей, не предусмотренных настоящим Законом, в частности о том, кому и на каких основаниях предоставлялась информация о нем; защищать любыми не запрещенными законом средствами свои права и законные интересы в случае их нарушения при ведении Реестра и тому подобное.

 Законно ли слияние двух реестров?

Положение Закона о реестре военнообязанных, согласно которому Центризбирком обязан передать для формирования базы данных Реестра сведения в отношении всех граждан Украины в возрасте от 18 до 60 лет противоречит статье 26 Закона Украины «О Государственном реестре избирателей», в которой определены цели использования персональных данных реестра избирателей. Согласно части пятой статьи 26 этого Закона — использование персональных данных Реестра для других целей возможно исключительно по решению суда.

Действительно Закон «О едином государственном реестре военнообязанных» призван упорядочить систему учета граждан Украины, являющихся призывниками, военнослужащими или уволенными в запас, и создать единую базу данных для учета и комплектования служащих различных формирований Вооруженных сил Украины, но нельзя забывать о необходимом балансе между правами человека и государственной целесообразностью, ведь так очень легко можно превратится в «полицейское» государство.