1С 1 января 2016 года Министерство финансов Украины имеет право получать информацию о банковских счетах льготников. Теперь обо всех финансовых операциях на счетах граждан Украины, которым начисляют субсидии, льготы, пенсии и прочие выплаты из гос. бюджета, станет известно правительству. Цель такого нововведения – выявить граждан, доходы которых позволяют им жить без государственной поддержки, а также обнаружить людей, которые получают несколько льгот одновременно, что противоречит законам Украины.

Кроме того, интересен тот факт, что такие нововведения касаются не только банковского счета, на который поступают денежные суммы из бюджета, а и текущие, депозитные и кредитные счета гражданина или же целой семьи, в случае, если подобные выплаты предназначены для нее: субсидии, соцвыплаты, льготы.

Такие полномочия Министерства финансов Украины закрепил Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 24.12.2015 г. №911-VIII, которым добавлены статьи в Закон Украины «О банках и банковской деятельности», а также пункты в переходные статьи Бюджетного кодекса Украины.

«Часть первую статьи 62 Закона Украины» О банках и банковской деятельности» дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10) центральному органу исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, по его письменному запросу во время бюджетного процесса с целью проведения верификации и проверки достоверности информации, представленной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработных плат, других выплат, осуществляемых за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда Украины и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, и своевременного и в полном объеме их осуществления, предоставляется информация об открытых на их имя счетов (текущих, кредитных, депозитных и т.п.), операций и остатков по ним. В случае начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, предназначенных на семью или домохозяйство, информация предоставляется по каждому из членов семьи или домохозяйства».

Являются ли такие нововведения реальной необходимостью для эффективного управления государством и казной, чтобы разобраться, давайте взвесим все «за» и «против».

Во-первых, у государства, в лице распорядителей льгот, есть вся необходимая информация про льготников. Например, Пенсионный фонд имеет необходимые полномочия и, при желании, может проверить существует ли реально человек, которому насчитывается пенсия. Если обнаружится, что социальные выплаты осуществляются безосновательно, то тут обязаны включиться в работу правоохранительные органы.

Кроме того, для контроля над доходами граждан действует финансовая инспекция, которая имеет доступ к соответствующей информации. И не стоит забывать, что банк – это лишь место, где люди хранят деньги, и инструмент, с помощью которого производятся расчеты. То есть изначально, при принятии таких изменений в законодательство и предоставлении Министерству финансов дополнительных функций, вопрос стоял правомерно ли начисляются выплаты из гос. бюджета, а не в том, где и сколько хранится денег на счете у того или иного гражданина.

Представители банковской сферы утверждают, что гос. органы в достаточной мере владеют нужной информацией, стоит только им наладить коммуникацию между собой и не принуждать банки раскрывать информацию о своих клиентах.

Кто, в первую очередь, окажется под прицелом проверок Министерства финансов Украины? Конечно же, пенсионеры, ведь именно эта категория чаще всего обращается за субсидией.

К чему могут привести такие нововведения? Как минимум к тому, что те, кто имеет депозитный счет в банке и, одновременно, получает помощь из государственной казны, начнут снимать деньги со своих счетов. А как максимум, приведет к тому, что граждане начнут избегать финансовых операций и производить все расчеты наличными. Также, если Министерство финансов не будет обязано хранить в тайне полученную информацию о счетах граждан Украины, то эти данные перейдут в режим обработки персональных данных, к которым все органы государственной и местной власти имеют бесплатный и неограниченный доступ, что вряд ли обернется для нас хорошим.