316 октября 2014 года вступил в силу Закон Украины «Про очищение власти», называемый в народе «Законом о люстрации». По сравнению с распространенным ранее на сайте  Верховной рады законопроектом, окончательный текст закона сократили в 2 раза и существенно изменили.

Под действие Закона подпадает практически любой чиновник и гос служащий. Так в части 10 статьи 3 указана формулировка «другие должностные лица и служащие органов государственной власти и местного самоуправления, кроме избираемых должностей».

Законопроект предусматривал также люстрацию народных депутатов, но из окончательного текста закона полностью исключили любое упоминание о них.

По сути, Закон предусматривает люстрацию в форме запрета на 5 или 10 лет занимать любые должности в рамках государственной службы. Лица, признанные участниками АТО (механизма такого признания пока не существует) полностью освобождаются от люстрационных запретов.

Если в проекте закона предусматривалось, что запрет вступает в силу с момента принятия решения по результатам проверки, то в окончательном законе срок запрета исчисляется с момента вступления Закона в силу.

На 10 лет запрещается занимать должности связанные с гос службой следующим категориям лиц:

  1. Тем, кто в период правления Януковича совокупно не менее года занимал должности Президента, Премьер-министра, руководителя министерства или центрального органа исполнительной власти, генерального прокурора, главы силового ведомства, Секретаря РНБО, руководителя администрации или секретариата Президента, члена Высшего совета юстиции, руководителя территориального структурного подразделения прокуратуры, силового ведомства, таможни или налоговой милиции, руководителя областной гос администрации или его заместителя, руководителя райгос администрации, главкома вооруженных сил и командующего отдельными родами войск.
  2. Тем, кто в период Майдана (21 ноября 2013 – 22 февраля 2014)  занимал вышеуказанные должности и не уволился по собственному желанию.
  3. Правоохранителям, участвовавшим в задержании митингующих на Майдане, составлявшим в отношении них процессуальные документы обвинительного характера (в том числе админ протоколы), проводившим оперативные или следственные действия в отношении митингующих, прокурорам, участвовавшим в таких делах, судьям, дававшим разрешение на задержание или арест митингующих и принимавшим решения о привлечении их к административной или уголовной ответственности.
  4. Сотрудникам Компартии СССР и союзных республик, начиная с должностей секретаря  райкома и выше, а также руководителей ЦК Комсомола.
  5. Были штатными или внештатными сотрудниками КГБ и ГРУ СССР, либо заканчивали ВУЗы КГБ (кроме технических специальностей).
  6. Лица, которые для прохождения люстрационной проверки предоставили недостоверную информацию о своём имуществе и доходах.

На 5 лет запрещается занимать должности связанные с гос службой следующим категориям лиц:

  1. Судьям и сотрудникам правоохранительных органов, прокуратуры, участвовавшим в преследовании политических заключённых (жертв режима Януковича).
  2. Должностным лицам и госслужащим, которые ПО РЕШЕНИЮ СУДА признаны такими, которые содействовали узурпации власти Януковичем в период его правления (статьи в УК такой попросту не существует) или препятствовали мирным собраниям в период Майдана.
  3. Должностным лицам и госслужащим, которые ПО РЕШЕНИЮ СУДА признаны сотрудниками с иностранными спецслужбами, призывали к сепаратизму и расколу Украины, разжигали межнациональную вражду, нарушали права и свободы человека согласно решению Европейского суда.

Порядок проведения проверки:

Руководить люстрацией в Украине будет Министерство Юстиции. В течении месяца со дня вступления в силу закона Минюст обязан создать СОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ орган (предположительное название – Люстрационный комитет), который обеспечит общественный контроль за люстрацией. В состав органа должны войти представители общественности и СМИ.

Так же в течении месяца Минюст обязан разработать перечень органов, которые будут проверять достоверность материалов люстрационной проверки, и утвердить порядок и план проведения люстрации. После утверждения Кабмином данных материалов, Минюст на своём интернет-сайте обязан будет опубликовать контактную информацию каждого проверяющего органа. Физические и юридические лица смогут направлять любую имеющуюся у них информацию о проверяемых лицах. Такую информацию проверяющий орган обязан будет рассмотреть.

Лица, чьи должности подпадают под люстрационную проверку, в течении 10 дней с момента начала проверки в соответствующем органе, обязаны написать заявление на имя проверяющего о  том, что они подпадают под люстрацию или о том, что оснований для их люстрации нет. Те, кто не подал заявление в срок и те, кто в заявлении указал основания для собственной люстрации в течении 3-х дней будут уволены с занимаемой должности.

Проверять будут правдивость информации в указанных заявлениях, а также налоговую декларацию за год, предшествовавший проверке.

В первую очередь люстрационную проверку обязаны будут пройти сотрудники Министерства юстиции и органов, которые будут проверять достоверность материалов люстрационной проверки (перечень органов определит Минюст). Далее проверки должны проходить по иерархии госорганов (сверху вниз). После проверки всех начальников всех проверяемых органов, проверят всех заместителей и, затем, всех остальных госслужащих.

Сразу следует отметить, что при определенной комбинации  начальник может на время собственной проверки уволиться, или временно перейти на более низкую должность, а после проверки временного начальника, восстановиться на старой должности и не пройти проверку вообще.

Непосредственно проверять будет руководитель, в чьи права входит увольнение проверяемого, а судий будут проверять председатели соответствующих судов.

В течении 5 дней с момента начала проверки определённого госоргана или чиновника, информация об этом должна быть опубликована на сайте Минюста. Заявление чиновника и его декларация также подлежат опубликованию на сайте Минюста.

По результатам проверки чиновнику вручается вывод проверки, который может быть обжалован в суде. Копия вывода отсылается в Минюст для публикации на интернет сайте.

В случае, если проверяемый подлежит люстрации по материалам проверки, проверяющий орган в течении 3-х дней принимает решение об его увольнении. Для судей рекомендация на увольнение отправляется в Высшую квалификационную комиссию судий, которая обращается к Президенту или Раде с соответствующим запросом.

Лица, которые претендуют на занятие должностей, подлежащих люстрационной проверке (в теории всех должностей гос службы), обязаны предварительно пройти соответствующую проверку.

Информация о всех лицах, которые по результатам проверки были люстрированы, будет содержатся в отдельном Электронном реестре и Минюст обязан будет публиковать их список на своём интернет-сайте. Такая информация не относится  к персональным данным проверяемых.

Пункт 2 переходных положений закона устанавливает также, что в течении 10 дней после вступления Закона в силу, руководитель тех чиновников, на которых распространяется 10-тилетний запрет на занятие должностей в гос органах, обязан на основании материалов их личных дел решить вопрос об увольнении чиновника в связи с люстрацией без проведения полноценной проверки. Если в материалах личного дела имеются сведения, достаточные для люстрирования чиновника, его руководитель должен провести увольнение или направить соответствующий запрос уполномоченному органу. При увольнении, сведения об этом направляются в Минюст для публикации и внесения в реестр.

Также необходимо отметить, что остаётся не совсем понятным, кто и каким образом будет проверять руководство Минюста и каковы функции общественного органа люстрации. В Законе указано, что общественный орган будет выполнять «совещательные функции».

Скорее всего, большую часть пробелов в Законе должен ликвидировать  Минюст, принятием вышеуказанных документов, планов и программ люстрационных проверок.