3Определением ВАСУ  (Высшего административного суда Украины) от 28 января 2016 года в судебном порядке было окончательно отменено постановление Кабинета министров Украины от 29 апреля 2015 года № 237 «О внесении изменений в нормы потребления природного газа населением в случае отсутствия газовых счетчиков».

На сегодняшний день  украинцы вернулись к прежним стандартам норм потребления газа на человека при условии отсутствия газового счетчика, которые КМУ были уменьшены вдвое. Теперь, если потребитель пользуетесь только газовой плитой для приготовления пищи, потребление газа будет считаться 6 куб. метра на человека в месяц, если используется газовая плита при отсутствии горячего водоснабжения – 9 куб. метров на человека в месяц, а в случае использования газовой плиты и газового водонагревателя  (колонка), то расчеты потребления газа на человека будут проводиться исходя из 18 куб. метров в месяц. Чем грозит это для потребителей газа, у которых не установлен счетчик? Кроме того, что теперь придется платить в два раза больше, по сравнению с прошлым годом, еще нужно будет компенсировать стоимость газа с весны 2015 года по январь 2016 года. В г. Запорожье газопоставляющая организация пообещала реструктуризировать этот неожиданный долг на 9 месяцев.

Основными причинами для отмены и признания данного постановления противоречащим закону послужило то, что проект не был обнародован должным образом, а также не был проведен анализ регуляторного влияния акта и не было проведено согласование с органами исполнительной власти по вопросам норм потребления природного газа.

Фактически Кабинет Министров сознательно нарушил ряд законодательных норм при принятии данного постановления, и эти нарушения дали основание суду признать его недействительным с момента принятия.

Ниже приведена цитата из решения суда:

«Однако, как верно установлено судом первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, при принятии спорного постановления ответчиком не соблюден принцип предсказуемости, что означает последовательность регуляторной деятельности, соответствие ее целям государственной политики, а также планам по подготовке проектов регуляторных актов, в свою очередь позволяет субъектам хозяйствования осуществлять планирование их деятельности. В частности, проект спорного постановления не был включен в план подготовки проектов регуляторных актов Кабинета Министров на 2015 год, что является нарушением норм ст. ст. 5, 7, 19 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».
Также одним из основополагающих принципов обеспечения осуществления государственной регуляторной политики является принцип обнародования проектов регуляторных актов с целью получения замечаний и предложений от физических и юридических лиц, их объединений, одновременно является одним из этапов, предшествующий принятию регуляторного акта.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» каждый проект регуляторного акта обнародуется с целью получения замечаний и предложений от физических и юридических лиц, их объединений.
Указанная норма корреспондирует с правом граждан, субъектов хозяйствования, их объединений и научных учреждений, а также консультативно-совещательных органов, созданных при органах государственной власти и органах местного самоуправления и представляют интересы граждан и субъектов хозяйствования подавать замечания и предложения относительно обнародованных проектов регуляторных актов, участвовать в открытых обсуждениях вопросов, связанных с регуляторной деятельностью (ст. 6 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности»).
Как обоснованно установлено судом первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, спорное постановление не было опубликовано, или любым другим способом обнародовано до момента его принятия. Поэтому истцы, другие заинтересованные лица были лишены возможности предоставить свои предложения и замечания к проекту спорного постановления, что свидетельствует о нарушении ответчиком ст. ст. 6, 9 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», в части обязанности обеспечить обязательное обнародование проекта регуляторного акта.
Ч. 1 ст. 25 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» императивно установлено, что регуляторный акт не может быть принят или одобрен уполномоченным на это органом исполнительной власти или его должностным лицом, если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств: отсутствует анализ регуляторного влияния; проект регуляторного акта не был обнародован; проект регуляторного акта не был подан на согласование с уполномоченным органом; по проекту регуляторного акта уполномоченным органом было принято решение об отказе в его согласовании.
Учитывая то, что проект регуляторного акта не был никоим образом обнародован, при отсутствии анализа регуляторного влияния акта и согласования с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную регуляторную политику, а также ввиду нарушения ответчиком принципа предсказуемости, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел законного и обоснованного выводу, что приведенные нарушения, допущенные Кабинетом Министров Украины при принятии спорного постановления, в совокупности является достаточным основанием для признания его незаконным, недействительным с момента принятия, что означает, что такое постановление не порождает правовых последствий с момента его принятия».