Ужасные дороги в районах, особенно между райцентрами. Ездить просто невозможно. Объезжая ямы, создаются аварийные ситуации, машины ломаются, а ещё гаишники останавливают и штрафуют. Бензин подорожал, чтобы дороги ремонтировали. Где всё это? Если у меня поломалась машина из-за ям, не обязано ли государство мне выплатить компенсацию? Как добиваться своих прав нормально ездить на своей машине? Хоть бери и перекрывай трассы, только боимся, что заберут в каталажку. Как это сделать цивилизовано? Где можно выдвинуть свои требования? такие деньги платим!13

Согласно статье 14 Закона Украины «О дорожном движении», все участники дорожного движения имеют право на безопасные его условия и на возмещение убытков, причиненных в результате несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения.

Нормативы и требования к состоянию дорожного покрытия зафиксированы в ДСТУ 3587-97. «Безпека дорожнього руху. Автомобільні дороги, вулиці та залізничні переїзди. Вимоги до експлуатаційного стану». Вот некоторые выдержки из данного ДСТУ:

«3.1.2 Предельная глубина отдельных оседаний, выбоин, не должна превышать 4 см для дорог II – III категорий и групп А, Б, улиц и дорог населенных пунктов; 6 см – для остальных категорий и групп. Предельная высота наплывов не должна превышать 2 см для дорогII – III категорий и групп А, Б, улиц и дорог населенных пунктов; 4 см – для остальных категорий и групп. В случае превышения отмеченных размеров отдельных оседаний, ям, выбоин, наплывов, сроки их ликвидации не должны превышать отмеченные в таблице 1.

3.1.3 Поперечные уклоны проезжей части дороги на виражах должны отвечать СНиП 2.05.02 и не иметь отклонений, которые превышают 10 %. В случае превышения отмеченных отклонений их ликвидация должна быть выполнена в течение ближайшего строительного сезона.

3.1.4 Ровность покрытия проезжей части должно отвечать требованиям таблицы 2.

3.1.7 Люки обзорных колодцев должны отвечать требованиям ГОСТ 3634. Отклонение высотной отметки крышки люка относительно уровня покрытия проезжей части не должно превышать 1,0 см.

3.1.8 Дождеприемники должны отвечать требованиям ГОСТ 26008. Отклонение высотной отметки решетки дождеприемного колодца относительно уровня покрытия проезжей части не должно превышать 2,0 см.

3.1.9  Устранение недостатков, отмеченных в 3.1.7 и 3.1.8, выполняется в срок не более чем 7 суток с момента их выявления.

3.1.10 Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими техническими средствами организации дорожного движения. Их замена должна быть проведена на протяжении суток с момента выявления».

Таким образом, законодательно права участника дорожного движения на безопасные его условия достаточно четко закреплены. Однако на практике, реализовать их достаточно сложно.

Во-первых, что касается штрафов – если 14сотрудники ГАИ остановили Вас по причине нарушения ПДД, вызванного недостатками дорожного покрытия (объезд ям и т п.) – обязательно фиксируйте это в протоколе, ищите свидетелей и, по возможности, сделайте фото дорожного покрытия, которое стало причиной нарушения. Если сотрудником все-таки будет вынесен штраф, обязательно обжалуйте его в суде – с приложением всех вышеуказанных материалов (протокол с замечаниями, фотоматериалы, показания свидетелей и т п.).

Во-вторых, при оформлении аварии, инспекторы ГАИ обязаны принять во внимание состояние дорожного покрытия и при наличии серьезных недостатков, должны вызвать представителей коммунальных служб, обеспечивающих безопасные условия конкретного участка. В их присутствии составляется соответствующий акт, который впоследствии в обязательном порядке приобщается к материалам дела о ДТП.

Право каждого водителя, попавшего в ДТП из-за плохого состояния проезжей части, требовать присутствия на месте дорожно-транспортного происшествия представителя коммунальной службы. В таком случае, в суде можно будет привлечь эту службу к ответственности.

На практике, в большинстве случаев инспекторы не хотят связываться с коммунальщиками, поэтому просто игнорируют наличие ям, даже если машине так и не удалось из них выбраться. Поэтому нужно настаивать, что именно недостатки дорожного покрытия и являются причиной ДТП, и в случае если работники ГАИ не разделяют этого мнения — нужно искать свидетелей, делать фото- и видеофиксацию ям, дорожного покрытия, знаков, находящихся поблизости и правильности их расположения, а также расположение транспортных средств, которые стали участниками ДТП, их повреждения.

Также стоит замерить яму и расстояние поврежденного транспортного средства до нее. Если работники ГАИ не зафиксировали яму на схеме аварии — нарисуйте свой вариант схемы, он будет иметь доказательную силу в суде, даже если будет неофициальный, но с подписями свидетелей.

Также нужно отметить, что если в дорожном происшествии пострадала только одна машина (Ваша)— это также рассматривается как ДТП и является основанием для обращения в суд. Нужно будет доказать, что разрешенная на этом участке дороги скорость не была превышена, не были нарушены и другие правила, а состояние дороги на участке было действительно не надлежащего качества. В такой ситуации водитель может вызвать ГАИ и другие дорожные службы, произвести фото- и видео- фиксацию обстановки и всех ее элементов, предоставить свидетелей и заключение экспертов и после этого доказывать свою правоту в суде.

Еще один не простой этап – определиться с собственником (балансодержателем) конкретного отрезка дороги, на котором возникла аварийная ситуация. В соответствии с Законом Украины «О дорожном движении» каждая дорога имеет собственника. Статья 24 этого закона четко говорит о том, что собственник несет ответственность, в том числе и уголовную, за создание опасных условий на дорогах, особенно если произошло ДТП.

Согласно вышеуказанному Закону Украины «О дорожном движении» и установленных КМУ «Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны» в том числе общегосударственных дорог (национальных, международных, межгородских и межобластных дорог) производится дорожно-эксплуатационными организациями Укравтодора (соответствующие Облавтодоры), а все коммунальные дороги — соответствующими коммунальными дорожно-эксплуатационными организациями.

Если же причиной ДТП стали открытые люки или неисправные коммуникации — нужно обращаться к организациям, которые являются ответственными за данную коммуникацию (на каждом колодце имеется соответствующая маркировка).

Что касается профилактических мер, советую, не дожидаясь аварийных ситуаций обращаться в дорожные службы с жалобами на недостатки дорожного покрытия. При некоторой настойчивости – данные меры могут оказаться эффективными. Горячая линия Запорожского облавтодора —  (061) 787-64-30; 787-54-35. Телефоны диспетчерской Укравтодора — (044) 287-11-40, 287-42-18.